Мотоциклы СССР: история первых советских мотоциклов

Мотоциклы времен СССР

Советские мотоциклы уже несколько десятилетий являются частью нашей культуры. При упоминании вслух этого словосочетания в голову сразу приходят такие марки как Урал, Днепр, ИЖ или Минск. Успех, завоеванный на российском рынке обусловлен доступностью и универсальностью советских агрегатов. Любой мотоцикл можно было использовать как для простого передвижения по городским улицам, так и для сельскохозяйственных работ и объемных грузоперевозок.

первый советский мотоцикл

История создания первых двухколесных аппаратов начинается еще в начале прошло века, когда российский инженер Лейтнер установил в 1902 году на обычный велосипед одноцилиндровый двигатель на 430 см.куб. Его мощность составляла всего 2 лошадиные силы и позволяла мопеду разгоняться до 30-35 км/ч. Предназначался он исключительно для поездок по городу.

Однако монархия не разглядела в этом изобретении ничего интересного и использовала в основном для развлечений. Поэтому позволить себе такой аппарат могли только высшие слои общества. Из-за ограниченного спроса промышленники не могли себе позволить производство двухколесной техники. Поэтому российский мотоциклетный парк был немногочисленным и состоял из иностранных байков.
Уже в 1913 году организацию производства хотели наладить, собирая агрегат из деталей, привезенных из других стран. Попытка увенчалась провалом, поскольку началась Первая Мировая война.

Спустя 10 лет инженер-изобретатель Львов разработал первый советский мотоцикл под названием «Союз». После чего с 1928 года на Ижевском заводе были сконструированы первые серийные мотоциклы ИЖ с 1 по 5 моделей.

Мотоциклы в постреволюционное время

Для 20-х годов агрегат был довольно хорошо спроектирован и был не хуже американских Харлеев. Тем не менее, до идеала было далеко. Одной из основных проблем аппарата являлась сложносконструированная вилка переднего колеса. Это мешало хорошей проходимости и достаточной мощности разогнать мотоцикл до скорости больше 60 км/ч. Разгоняя байк выше этого показателя, сразу чувствовалось сильное колебание и неестественные вибрации.

Мотор был очень неплохим. V-образный движок с поперечным расположением обладал объемом в 1200 см.куб. и мощностью в 25 лошадиных сил. При весе в 290 килограмм, агрегат устойчиво держался на дороге и с легкость передвигался по бездорожью.
Главные конструктор Можаров со своей командой после разработки линейки мотоциклов ИЖ, был переведен в Ленинград, где получил задание по созданию нового проекта. Уже с 1931 года на заводе «Красный Октябрь» начался серийный выпуск нового двухколесного аппарата Л-300. Собственно именно с него и началась история советских мотоциклов.

После удачных капиталовложений промышленные владельцы ижевского сталелитейного завода создают мотоциклетный завод. На нем выпускался все тот же Л-300, только марка носила название ИЖ-7. Трудно поверить, однако этот мотоцикл получил самые одобрительные отзывы от владельцев за все время. Некоторые хозяева утверждают, что их ИЖ-7 до сих пор находится в рабочем состоянии.

мотоцикл иж 1

Во время Великой Отечественной войны активное производство мотоциклов было прекращено, и завод использовался для удовлетворения армейских целей. Так в 41-ом году было остановлено производство ИЖ-12, отличавшегося отличной ходовой частью и способного разгоняться до 105 км/ч. Все же производство полностью не было остановлено. В целях обеспечения армии транспортом, в том же году начал производится тяжелый М-72.

На него можно было установить пулемет или даже гранатомет. После войны эти байки активно использовались органами правопорядка.

Уже в более позднее время стали производится такие советские тяжелые мотоциклы как Урал и Днепр, быстро набравшие популярность. Они были отличными помощниками в работе. Отличная грузоподъемность агрегатов позволяла перевозить большие массы без потерь мощности. Кроме того, Урал являлся основным транспортом для милиции 60-х годов.

Большинство заводов того времени уже прекратило выпуск своих детищ. Однако запчасти на советские мотоциклы можно без труда найти и до сих пор.
Куда большее внимание привлекают агрегаты первых байкеров того времени. Так в 90-х годах стали появляться зарубежные аппараты, на которых рассекали по ночам мотолюбители. Тем не менее, истинные патриоты всегда придерживались родного производства. Так, при недостатке характеристик они самостоятельно производили тюнинг советских мотоциклов, заменяя детали и экспериментируя с внешним видом мотоциклов.

Как сейчас используют советские байки?

Сейчас ретро мотоциклы СССР можно увидеть как в музеях, так и на дорогах общего пользования. Они почти не растратили своей популярности и все также используются в сельском хозяйстве, а молодежь на них получает первый опыт вождения. Конечно, суровые условия использования тех времен не позволяют найти агрегат в отличном состоянии, да и техническая часть российского производства всегда оставляла желать лучшего. Однако советские мотоциклы все еще на ходу и даже выглядят вполне сносно.

В целом мотоциклы СССР ничуть не уступают, а во много даже превосходят зарубежных производителей. Проходимостью Днепра или Урала может похвастаться далеко не каждая иномарка. Более того, запчасти на мотоциклы всегда легко найти и произвести ремонт самостоятельно.

Для многих людей советские агрегаты всегда будут более востребованными, чем другие. Ведь на них мы не только работали и ездили на отдых, но и побеждали в войнах. Сейчас существует множество коллекционеров, собирающих самые редкие модели мотоциклов. Производя их реставрацию, они добиваются максимальной приближенности к оригиналу. Вы наверняка ни один раз видели очень старенький байк с превосходным внешним видом. Поездка на таком агрегате по России вызывает у посвященных людей не только восхищение к аппарату, но и уважение к его владельцу.


Рекомендуем прочитать:

bmw-r75
Немецкие мотоциклы второй мировой

Обзор легендарных моделей

04
Первые мотоциклы

История мототехники

ХорошоОтлично, спасибо! (Оцените статью)

Прочитали? Напишите комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*